ссылка http://vecherka.su/katalogizdaniy?id=46374
Девятый — Гоголь
Есть такой театр в Верхнем Уфалее — «Вымысел». Очень хорошее
название, особенно для Верхнего Уфалея, где коровы по улицам
разгуливают. Вот уж точно сплошной вымысел. То, что театр есть, знала
давно, и даже о том, что там работал Тенгиз Махарадзе после своей
отставки из ТЮЗа. А вот познакомиться удалось недавно — в прошлом году.
Актеров там по пальцам перечесть, человек восемь наберется любителей.
Зальчик небольшой такой, скромный. Публики мало, сами понимаете, откуда
ей взяться? А поставили они за последний год сначала Блока, потом
Богаева «Марьино поле», а теперь еще и Гоголя «Записки сумасшедшего».
Ничего себе репертуарчик, академикам не стыдно. Да и спектакли
получились хотя по статусу любительские, а по факту весьма и весьма
приличные — профессиональным впору. А и нет здесь ничего, что в
«столичных» труппах имеется: ни шикарных декораций, ни замочной
коллекции, ни дыма над пепелищем. Честно говоря, «картинка» даже не
понравилась. «Записки сумасшедшего» Гоголя. Петербург, естественно,
стальное небо, холодная гладь Невы, серый гранит, в крайнем случае —
желтые стены. А в декорациях — легкие занавеси, дерево и буйство красок:
ярко-оранжевая, малиновая, сочно-желтая, хотя это для буйнопомешанных
подойдет. Впрочем, это не важно. На сцене все восемь актеров: на них
нелепые, фантастичные и безумно фантазийные костюмы, они постоянно
перевоплощаются в чиновников, дочек чиновников, в собачек, врачей, во
второе, третье, пятое «я» героя. Что поделаешь, раздвоение личности,
однако. Они постоянно шумят, шепчут, кричат, мешают, дразнят,
издеваются, не оставляют ни на минуту в покое, сводят с ума! Как я
понимаю героя… Впрочем, не это главное. Главное стоит в центре, мечется
по станкам, прячется за занавесями, скрючивается в поклоне и капает,
капает на темя холодную воду — гоголевские слова, такие жесткие, и
собственные эмоции, такие жгучие, что плавится сердечный лед, остатки
души начинают нервно трепетать. И возникает забытая, забитая эмпатия
(боже, слова-то какие, откуда?).
Выдуманные вопросы улетучиваются, мысль пульсирует, еле поспевает,
перепрыгивает через ступеньки эмоций к самой вершине — кульминации. И
вот оно — счастье! «В Испании есть король. Он отыскался. Этот король я»,
— блаженно улыбается герой.
«Вот так, наверное, и сходят с ума», — мелькнуло в голове, а действие
(какое действие? это же сплошной монолог актера) уже несется дальше —
на Канатчикову дачу, где пытают холодной водой, пытаясь привести в
чувство. Да он не хочет, ему наконец-то хорошо, оставьте же его в покое.
Ну почему бедному человеку «нет места на свете»?!
Свет. Аплодисменты. Даже цветы. Безумные декорации, нелепые костюмы.
Восемь актеров на сцене, девятый — Гоголь. Лично я выбираю Верхний
Уфалей, и пускай зритель не прав.
Кстати, поставил спектакль бывший выпускник челябинской академии
Герман Третьяк (не ученик Фоменко), а главную роль сыграл Алексей
Зевакин (не заслуженный артист). Виктория Олиферчук
|